sideBar



Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Театр и дети в потребительской корзине современного общества
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Театр и дети в потребительской корзине современного общества

Театр и дети в потребительской корзине современного общества 15/08/2011 01:09 #31

  • Игорь
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Постов: 28
  • Репутация: 2
Какие бы границы нас не разделяли, а проблемы такие же...


Театр и дети в потребительской корзине современного общества

Приобщение детей к искусству театра - важнейший ценностный ориентир. Однако в современном обществе потребительской культуры проблема «театр и дети» принимает остроту звучания. Встреча ребенка с искусством, процесс приобщения к театру обостряется противоречивыми особенностями нашего времени, когда театр в системе зрелищных культур потребительского общества привлекает современных родителей рекламными манками праздничной зрелищности, простоты сюжета и динамичности действия спектакля. И взрослые при выборе спектакля для ребенка приоритетно ориентируются на функцию развлечения, уравнивая театр с балаганными зрелищами аниматоров в мега-моллах и востребованных потребительским запросом театрализованными представлениями в детских кафе. Такой выбор театрализованных зрелищ для детей молодые родители мотивируют отсутствием у детей интереса и устойчивого внимания к сценическому действию (34%), «скучностью» классического театрального жанра (12%), длительностью текстов («13%). У некоторой части молодых родителей (одного из детских садов столичного района-новостройки) следующие требования к театральным спектаклям: «проще по сюжету, ярче по форме, быстрее по динамике, веселее по действию», что отражает тенденцию родительского запроса на зрелищность представления для детей.



Кроме того, влияние массовой культуры на детский театр вызывает тревогу. Налицо экспансия праздничной культуры детства. Нормой современной жизни стал семейный выезд за покупками в столичные мега-маркеты, иллюстрирующий известный потребительский посыл: хлеба и зрелищ. В «потребительской корзине» столичной семьи наряду с покупками - попутное посещение театрализованного зрелища для детей, подготовленного аниматорами. Совмещение бытовых и культурных запросов родителей отнюдь небезобидно, ибо отдаляет детей от искусства. А подлинный детский театр – не поп-корн современной культуры, а важный ресурс воспитания.

Детский театр как явление отечественной театральной культуры имеет многолетнюю историю. Традиции театра для детей в России формировались в 20-е годы ХХ столетия, когда главный пафос создателей и реформаторов театра заключался в стремлении сделать театральное искусство участником переустройства жизни, средством воспитания подрастающего поколения. Реформаторы театра чувствовали и понимали феноменологию детства и создавали театр для детей в концепции театра юного зрителя. По существу, художественная методологогия детского театра формировалась в недрах Ленинградского ТЮЗа, руководителем которого был А.А. Брянцев, и вся художественно-педагогическая деятельность этого театра стала своеобразной практической энциклопедией этой проблемы.

Полемика о формах развития детского театра остается открытой. В настоящее время в Москве действует более 20 театров для детей, в репертуаре всех профессиональных театров есть спектакли для детской зрительской аудитории. Репертуарная и жанровая палитра детских спектаклей театров столичного мегаполиса весьма многообразна, можно выбрать спектакли любого зрительского запроса. Хотя классика жанра детского театра в последние десятилетия заметно преобразилась: московский ТЮЗ во главе с Г.Яновской и К. Гинкасом потерял свое детское лицо, но приобрел имидж актуального психологического театра. Центральный детский театр, знаменитый театральной школой детского театра, формировавшейся в спектаклях М. Кнебель, А. Эфроса и др., приобрел статус молодежного.

Феномен детского театра как театра юного зрителя основывался на ценности воспитания «своего» театрального зрителя, чуткого на восприятие, способного на длительную нравственно-эстетическую рефлексию «последействия» спектакля. Такая рефлексия возможна при условиях: если адресный зритель – это дети с родителями, и если дети подготовлены родителями к походу в театр. Действительно, пребывание ребенка совместно с родителями в театре – это высший акт приобщения к искусству, общечеловеческой культуре, формирования не только зрительских, но общекультурных умений, вежливости, норм поведения в обществе.

Пронзительность и чистота детских театральных впечатлений поражает в воспоминаниях многих деятелей культуры, искусства. К.С. Станиславский описывал, с каким особым отношением в семье готовились к посещению театра, с какой тщательностью относились к внешнему виду ребенка: «нас предварительно моют, одевают в шелковые русские рубахи с бархатными шароварами и замшевыми сапогами», подчеркивая в своих воспоминаниях, что «поездка в театр, не то, что в цирк».

Театр – это особое, «храмовое» место, где с раннего детства человек проявляет свою культурную идентичность. Просмотр спектакля требует духовных, интеллектуальных усилий, эстетической развитости как родителя, так и ребенка. Это труд родителей на подготовку ребенка к театру, создание установки на восприятие спектакля, совместный просмотр – проживание сценических событий, общение, обсуждение спектакля.

У многих современных родителей, приходящих в театр с детьми, возникает вопрос: может ли ребенок понять спектакль как художественное произведение, можно ли, подготавливая ребенка к восприятию спектакля обеспечить это понимание. Для аргументации этой позции обратимся к художественно-исторической ретроспекции детского театра.

Художественность детского спектакля (по З.Я. Корогородскому) обеспечивается таким феноменом, как «многослойность» спектакля, т.е. спектакль как продукт сценичествого творчества должен сопрягать такое количество и качество культурных слоев, чтобы быть интересным и ребенку, и взрослому, пришедшим на спектакль, чтобы каждый находил для себя свой фокус восприятия, превращая просмотр спектакля в событие культурной жизни. Поэтому важен глубокий и тонкий контакт родителей и детей. Понимание имеет процессуальные характеристики, и оно осуществляется как в процессе просмотра, так и в процессе общения после спектакля. Собственно, педагогический смысл детского театра осуществляется «последействием спектакля»: тем, что думает и говорит об увиденном ребенок, что он запомнил, что понравилось, во что он самостотельно начинает играть и фантазировать дома. Если зрительские умения ребенка закрепляются в его театрально-игровых умениях в условиях домашнего театра, в театрализованных играх в детском саду, то родители могут сделать самостоятельные выводы о глубине восприятия театра ребенком.

З.Я.Корогородский выступал противником «отдельных» спектаклей для дошкольников в Ленинградском ТЮЗе, реализуя «теорию смешанного зала», в стремлении к высокой художественности спектакля для детей и педагогического смысла театрального зрелища. ТЮЗ был ориентирован прежде всего на ценность «последействия» спектакля, эмоционального отклика и эстетической реакции, на формирование культурной потребности в общении после просмотра спектакля у детей и родителей. Тональность и сюжеты семейного общения обогащаются театром, поэтому режиссер выступал противником «культпохода» детей в театр, но – сторонником «культпохода в театр семьи». Данная позиция театрального практика подтверждается мнением театрального критика А.М. Смелянского, который утверждает, что в спектакле для детей должен быть показан «сложный мир взаимоотношений взрослых и детства с точки зрения детства». В этом - воспитательный ресурс театра, помогающий познанию сложного мира человеческих чувств, отношений в сценическом отражении. Настоящий театр всегда транслирует вечные общечеловеческие ценности. Это обеспечивается репертуаром и театральной культурой театра.

Когда говорят о репертуаре детского театра, подразумевается тематическая направленность и, что самое важное – текст пьесы в спектакле. Опрос родителей на детском спектакле Малого театра выявил очень важное мнение, подтверждающее выше приведенную аргументацию. В качестве меры противодействия «потребительской культуре» 47% родителей выразили требование консерватизма, строгости традиций классики. По существу, опрошенные в Малом театре родители привели своих детей дошкольного возраста на «классику» и за «театральной культурой».



Любой спектакль для детей – это открытие добра и красоты, вечной темы для воспитания подрастающего поколения. В детском спектакле борьба добра со злом имеет типологические сценические формы, где носители добра и зла обнаруживают себя еще до разворачивания сценического действия: Лиса и Заяц, Иванушка и Кощей, Золушка и Мачеха, Кай и Снежная королева. И очень важно, чтобы выразительные средства режиссерского построения театрального действия отражали художественно-педагогическую систему театра юного зрителя.

Вероятно, при таком подходе к ценности театра в воспитании детей мы обязательно увидим педагогический результат искусства. Примером этому свидетельствует короткая, но многозначительная реплика изумленного спектаклем и театром 6-летнего мальчика, выходившего с бабушкой из Малого театра: «А театр-то немалый!!!!!!!»

По материалам www.mgpu.ru


Что скажете?
По-моему, очень актуальный взгляд на проблему детей в театре и воспитания...
Последнее редактирование: 15/08/2011 02:12 от Игорь.
Спасибо сказали: nastystella
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.42 секунд